Частникам хотят разрешить использовать вагоны и локомотивы параллельно с УЗ
Мининфраструктуры представило концепцию реформирования на железной дороге. Проект закона «О ж/д транспорте» писали совместно с европейцами. Из новшеств: возможность участия в перевозках частного капитала, новый принцип образования тарифов для грузовых и пассажирских перевозок и самоустранение «Укрзализныци» (УЗ) от их формирования.
Олигархов пустят в перевозки
Перед подачей в Раду закон пройдет публичное обсуждение. Больше всего копий будет сломано об идею участия в ж/д перевозках частного капитала. Проще говоря, олигархам разрешат покупать вагоны, локомотивы и заниматься перевозками параллельно с УЗ, 100% которой останется в госсобственности. Аргумент министерства — необходимость обновления тягового парка, чего своими силами добиться невозможно.
«У УЗ и государства денег нет. За последние годы купили всего три локомотива да достроили Дарницкий мост в Киеве. Вот и все инвестиции. У нас буквально каждый день выводится из эксплуатации по локомотиву, возраст большинства предельный, 30 лет, — больше они не служат, — сказал «Вестям» глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский. — А частные средства проблему решат».
Независимый эксперт Александр Кава считает частную тягу способом отторжения от УЗ наиболее лакомых сегментов. «Пассажирские перевозки олигархам не интересны, ведь они убыточны. Они пойдут в грузоперевозки, чем навсегда лишат ж/д возможности дотировать пассажирские перевозки, — сказал эксперт. — К тому же на железной дороге начнется хаос — снизится эффективность работы ж/д и добавятся риски аварийности».
Электрички — дороже в 10 раз
Пассажиров же ждет «экономически обоснованный уровень цен», а государство и местные органы власти — «социальный договор». «Они будут заказывать услугу и платить за нее, а не как сейчас — в лучшем случае 30% от задолженности. Нет договора — нет перевозок, — сказал министр. — Вот сейчас, например, меня просят о маршруте «Киев — Житомир». Если он будет прибыльным или хотя бы «в ноль», — работаем. Получится «минус» — попросим местные власти доплатить. По предварительным расчетам, маршрут будет стоить Житомиру 1 млн грн/месяц. Деньги на местах есть, особенно после децентрализации бюджета».
Но согласятся ли регионы тратиться на транспорт — вопрос. Тем более что меняется и подход к формированию тарифов. Будут учитывать не только затраты на саму поездку, но и амортизацию вагонов и локомотивов, и цену эксплуатации инфраструктуры (собственно колеи). Чтобы оценивать последний элемент тарифа, создадут даже отдельную Нацкомиссию, не зависимую от УЗ.
«Если это произойдет, на дальнем и региональном направлениях могут поднять тарифы в 3–4 раза. Проезд в пригородных электричках без субсидий подорожает в 5–10 раз, — утверждает Кава. — В странах ЕС эти перевозки дотационные, но госбюджет Украины платить за них пока не готов».
business.vesti-ukr.com
Но согласятся ли регионы тратиться на транспорт — вопрос. Тем более что меняется и подход к формированию тарифов. Будут учитывать не только затраты на саму поездку, но и амортизацию вагонов и локомотивов, и цену эксплуатации инфраструктуры (собственно колеи). Чтобы оценивать последний элемент тарифа, создадут даже отдельную Нацкомиссию, не зависимую от УЗ.
«Если это произойдет, на дальнем и региональном направлениях могут поднять тарифы в 3–4 раза. Проезд в пригородных электричках без субсидий подорожает в 5–10 раз, — утверждает Кава. — В странах ЕС эти перевозки дотационные, но госбюджет Украины платить за них пока не готов».
business.vesti-ukr.com