08.02.2016

Воздушные замки транспортных реформ


Кабмин считает, что транспортному бизнесу за последний год стало легче жить. В своем отчете правительство посвятило более 10 страниц итогам выполнения "транспортных" и "инфраструктурных" обещаний. Все они не содержат самокритики, а напротив, чиновники уверены, что в некоторых сегментах отрасли планы были перевыполнены. Однако эксперты не оставили от этой позиции камня на камне, уличив Мининфраструктуры в преувеличении своих заслуг.


Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава уверен, что нынешнее руководство министерства инфраструктуры обещало внедрить много инициатив и реализовать реформ в отрасли, но, по сути, кроме регистрации ПАО "Укрзализныця", ничего сделано не было. "Все осталось на словах. Обещанных бетонных и хороших дорог как не было, так и нет", - возмутился эксперт.

По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, неотъемлемой частью программы деятельности правительства является коалиционное соглашение, которое содержит четкий перечень базовых нормативных актов, необходимых для реформирования отрасли. "И тут коалиция и члены правительства, которых они поддержали на должности министров, должны нести солидарную политическую ответственность, за то, что эти законопроекты так и не были приняты, - сказал он. - В первую очередь, это - закон о железнодорожном транспорте, о внутренних водных путях, которые так и не были приняты. Соответствующие законопроекты сейчас находятся в парламенте, но каким будет их политическое будущее - прогнозировать крайне сложно. Тоже самое касается и создания комиссии по регулированию транспорта. Министерство инфраструктуры подготовило соответствующий законопроект и передало его в парламент, где он сейчас и пылится", - отмечает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

По словам Вовка, только на этой неделе парламент должен рассмотреть законопроект о децентрализации управления дорогами, а именно о передаче части дорог с государственного на баланс местных властей. "Но опять-таки будет это сделано или нет, пока непонятно", - отметил он.

Также Вовк критикует существующий порядок установления тарифов на грузовые ж/д перевозки. "Он показал свою полную несостоятельность как непрозрачный и не отвечающий реальному состоянию экономики. Как следствие, отсутствие понятного и прозрачного механизма тарифообразования де-факто стало причиной конфликта между бизнесом и профильным министерством", - говорит он.

Александр Кава считает, что еще одной причиной, по которой Министерству инфраструктуры не удалось выполнить обещания, является то, что команда была сформирована из людей, не имеющих достаточного уровня компетенции в отрасли. "Как следствие, они не смогли организовать правильные трансформации и расставить приоритеты. Руководство министерства бралось за многие вопросы, но мало что доводило до конца, - уверен эксперт. - Кроме того, сказался недостаток финансирования и невозможность министра инфраструктуры донести до руководства страны необходимость финансирования транспортной отрасли. Ведь многие проекты, к примеру, строительство автодорог, неинтересно и не сможет быть интересно частному бизнесу в наших условиях, поскольку они не окупаются. Многие инфраструктурные проекты не окупаются, поэтому инвесторы не обращают на них внимания ", - отметил он.

Украинский парадокс: дорожный министр есть, а нормальные дороги отсутствуют