23.03.2016

Почему экономика Украины не выходит из кризиса?

Бездумные и непрофессиональные решения правительства поставили в тяжелейшее положение горно-металлургический комплекс Украины, на который приходится треть валютной выручки и свыше 26% промышленного производства. Это не позволяет экономике начать выход из кризиса. И руководству страны пора вспомнить о государственных интересах вместо лоббистской поддержки отдельных участников рынка.
Об этом шла речь на заседании "круглого стола" 22 марта в комитете Верховной Рады по промышленной политике. Глава комитета Виктор Галасюк напомнил, что ГМК является основой украинской экономики. "Это наша дойная корова, о которой мы должны заботиться, если у нас есть государственная позиция", – прибег он к образным сравнениям.


Ломовые интриги МЭРТ


В.Галасюк констатировал, что сегодня ГМК столкнулся с серьезными угрозами и без господдержки ему не обойтись. Внутренний рынок не способен компенсировать риски ухудшения внешнеторговой конъюнктуры, подчеркнул глава комитета ВР по промполитике. "А мы вместо движения навстречу наблюдаем очередной удар Кабинета министров по предприятиям ГМК", – отметил он.

По словам В.Галасюка, речь идет о двух наиболее острых вопросах: обеспечении металлоломом и тарифах на грузоперевозки госмонополиста "Укрзализныци". Так, Министерство экономического развития и торговли утвердило баланс по металлолому на 2016 год, в котором предусмотрело его экспорт в объеме 1,1 млн тонн. Сделано это было без учета ситуации в отрасли. А она такова, что по итогам 2015 года металлургические предприятия Украины недополучили 854 тыс. тонн лома. При этом его экспорт составил 1,2 млн тонн – максимальный показатель за последние 10 лет.

В.Галасюк выразил недоумение относительно такого подхода МЭРТ, явно отдающего предпочтение сырьевому низкомаржинальному экспорту вместо стимулирования продаж на внешних рынках украинской продукции с высокой добавленной стоимостью. Глава объединения "Металлургпром" Александр Каленков подтвердил, что более 30 стран ограничивают экспорт лома, поскольку он является стратегическим сырьем для собственных предприятий. "Мы хотим привлечь внимание к проблеме", – подчеркнул он. По мнению А.Каленкова, у правительства есть рычаги для эффективной промышленной политики, которая должна заключаться в поддержке национального производителя – но она почему-то не проводится.

Необдуманное повышение налоговой нагрузки на ГМК, а также тарифов госмонополий, прежде всего "Укрзализныци", задержки с возвратом НДС и стимулирование экспорта лома – все это способствовало падению выплавки стали в Украине до 23 млн тонн по итогам 2015 года, подчеркнул глава "Металлургпрома". Еще несколько лет назад это были 39-40 млн тонн, напомнил он. В.Галасюк отметил, что по лому в качестве решения наиболее предпочтительным вариантом он считает принятие законопроекта №3868, предусматривающего повышение таможенных пошлин на экспорт черного металлолома с нынешних 10 евро/тонн до 35 евро/тонн.

Глава подкомитета по экономической и финансовой политике комитета ВР по аграрной политике Леонид Козаченко поддержал данную инициативу. Он напомнил, как в 2002 году правительство установило заградительные пошлины на экспорт семян подсолнечника в размере 25% от таможенной стоимости. Цель была та же, что и в случае с металлургами – вместо вывоза дешевого сырья стимулировать экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. "И сегодня Украина вышла на первое место в мире по экспорту подсолнечного масла, обогнав США и ЕС. Ведущие мировые производители закрыли маслозаводы в Европе и пришли к нам, вложили деньги, чтобы здесь построить свои заводы", – сказал Л.Козаченко.

Представитель комитета ВР по агрополитике выразил уверенность, что в случае с ломом надо принимать аналогичные решения, т.к. ситуация по своей проблематике очень похожая. "Без добавленной стоимости ничего не будет, мы не выйдем из кризиса", – поддержал его заместитель главы комитета ВР по промполитике Борислав Розенблат. В качестве примера он привел принятый по инициативе комитета закон о запрете на 10 лет экспорта из Украины необработанного леса-кругляка. Это позволило обеспечить сырьем украинские предприятия мебельной и бумажной промышленности и в дальнейшем экспортировать уже готовую высокомаржинальную продукцию, отметил Б.Розенблат. По его мнению, таким же образом надо подходить и к вопросу лома.

Генеральный директор комбината "Запорожсталь" Ростислав Шурма уточнил, что 1 млн тонн лома – это 10 тыс. рабочих мест, которые можно как сохранить, так и потерять. В зависимости от того, как этим ресурсом распорядиться. Экспорт тонны лома дает в бюджет 100-300 грн. налогов, тогда как тонны готового проката – 2-3 тыс. грн. Поэтому вопрос, кого государству надо поддерживать – металлургов или экспортеров лома, Р.Шурма назвал риторическим: все и так очевидно.

Заместитель генерального директора комбината "АрселорМиттал Кривой Рог" Владимир Ткаченко привел пример из опыта своего предприятия. "Столкнувшись с нехваткой лома на внутреннем рынке, мы попытались наладить его импорт – в частности, из Казахстана. Мы успели получить оттуда только одну партию, 75 тыс. тонн. А потом власти Казахстана закрыли эту возможность. Больше мы оттуда лом не можем импортировать – он идет только для своих предприятий. Все страны защищают своих производителей. И Бразилия, и ЮАР – все защищают", – подчеркнул топ-менеджер АМКР.

Директор по корпоративным отношениям трубно-колесной компании "Интерпайп" Дмитрий Кисилевский в свою очередь напомнил, что ГМК Украины – одна из наиболее легальных отраслей экономики. Так, только "Интерпайп" в 2015 уплатил порядка 1 млрд грн. налогов. Тогда как ломозаготовка практически полностью находится в "тени": по итогам 2014 здесь уплачено "аж" 60 тыс. грн. налога на доходы физлиц – при объеме заготовки по всей Украине в 5,3 млн тонн.

"В Украине созданы такие условия, при которых легальный бизнес всегда будет проигрывать теневому. Потому что, когда к владельцу приемного пункта приду я со своим безналом и придет делец с кэшем – понятно, кому он продаст лом", – отметил Д.Кисилевский. Он уточнил, что современный электросталеплавильный завод "Интерпайп" в Нижнеднепровске способен переработать в год 1,5 млн тонн лома, но из-за его нехватки в 2015 году простоял 63 дня. "Мы потеряли из-за этого 1,5 тыс. заказов и были вынуждены уволить 3 тыс. рабочих. В то время как металлургические заводы в Турции и Приднестровье работают на украинском металлоломе. Хочется верить, что у Верховной Рады хватит здравого смысла принять законопроект о повышении пошлин на экспорт лома до 35 евро/тонну", – подчеркнул представитель "Интерпайпа".

Непомерные аппетиты "Укрзализныци"


Представитель комитета Верховной Рады по транспорту Владимир Гусак обратил внимание, что уменьшение выручки, вызванное снижением объема грузоперевозок, "Укрзализныця" традиционно пытается компенсировать повышением тарифов. Вот и в текущем году руководство "УЗ" хочет поднять их на 15% с 1 мая. По словам В.Гусака, это дает обратный эффект: украинские промышленные предприятия становятся неконкурентными на внешних рынках из-за роста логистических затрат, что приводит к дальнейшему уменьшению грузопотока.

Его железнодорожники компенсируют очередным поднятием тарифов и т.д. "Необходимо разорвать этот порочный круг", – подчеркнул В.Гусак. В.Галасюк согласился с этим тезисом. По его мнению, повышение грузовых тарифов "УЗ" в данном случае – слишком простой путь. "Но он может оказаться губительным для украинской промышленности. Мы не должны этого допустить", – подчеркнул он.

Б.Розенблат выразил мнение, что оснований для повышения грузовых железнодорожных тарифов вообще нет. Зато, по его словам, есть вопросы к деятельности руководства "УЗ" на предмет коррупционной составляющей. "Вы отдаете лучшие вагоны в аренду частным компаниям, а сами остаетесь с изношенным старьем. Никакая экономика не выдержит такого подхода", – заявил он, обращаясь к представителям "Укрзализныци" и Мининфраструктуры.

Заместитель главы федерации работодателей горнорудной промышленности Андрей Пономарев сообщил, что украинские производители уже при существующих тарифах проигрывают по логистике своим зарубежным конкурентам. По его данным, у австралийских железорудных компаний затраты на логистику при поставке в китайский порт Циндао составляют 9 долл./тонну, у бразильских – 12 долл./тонну, у украинских – 22 долл./тонну. Из них 17,5 долл./тонну приходится на затраты, на которые никак нельзя повлиять – проход судов-рудовозов через пролив Дарданеллы и Суэцкий канал и т.д.

Такая ситуация делает украинские горно-обогатительные комбинаты очень уязвимыми к любым повышениям тарифов госмонополий, подчеркнул А.Пономарев. "Не секрет, что у нас уже сейчас есть ГОКи, которые работают на грани остановки", – подчеркнул он.

Если правительство Украины согласится с инициативой "УЗ" о повышении тарифов, мы можем получить ситуацию, когда заводы будут останавливаться – поскольку металлургам придется отказываться от заказов, предупредил генеральный директор крупнейшего в Европе Авдеевского коксохимзавода Муса Магомедов. "Потому что тогда себестоимость будет выше рыночных цен", – пояснил он.

М.Магомедов подчеркнул, что "УЗ" имеет огромные резервы для повышения операционной эффективности без увеличения тарифов, и привел пример из опыта своего предприятия. "У нас простояло 20 тыс. тонн кокса в вагонах, потому что на Донецкой железной дороге говорят – договаривайтесь с Приднепровской (железной дорогой). Это вместо организации эффективной работы по перевозкам грузов", – отметил он.

Генеральный директор Мариупольского металлургического комбината им.Ильича Юрий Зинченко обратил внимание, что "Укрзализныця" является монополистом. "Тогда как металлургам приходится бороться за каждую гривну себестоимости, за каждый доллар. Каждый доллар для нас – борьба за выживание, чего нет у Укрзализныци", – подчеркнул он. По расчетам Ю.Зинченко, повышение грузовых тарифов "УЗ" добавит по 3 долл./тонну к себестоимости чугуна и 4-5 долл./тонну для металлопроката.

В этом случае мариупольские металлурги лишатся примерно 10% заказов, годовые потери по готовой металлопродукции составят 290 тыс. тонн. "Это эквивалентно 85 млн долл. валютной выручки только по одному нашему предприятию. А по всей отрасли к этой цифре надо добавить ноль. Нам придется остановить два цеха – горячей и холодной прокатки", – подчеркнул Ю.Зинченко. В таком случае "УЗ" сама же и потеряет от своей инициативы, поскольку у нее уменьшится грузопоток, предупредил гендиректор ММК Ильича.

"Мы все находимся в одной лодке – и металлурги, и "Укрзализныця", которая тоже пострадает", – подтвердил А.Каленков. В свою очередь В.Галасюк предположил, что при составлении финплана на 2016 год руководство "УЗ" не учло целый ряд резервов, которые позволят госмонополии обойтись без повышения грузовых тарифов на 15%. В частности, речь идет об отмене индексации земельного налога, а также ряде других инициатив, которые сейчас находятся на рассмотрении в парламенте.

Игорь Воронцов