Сто
дней правительства Гройсмана ознаменовались с одной стороны курсом на
«затягивание поясов» для рядовых граждан Украины, а с другой стороны –
скандально высокими бюджетными расходами на руководителей
государственных предприятий. Последние статистические данные указывают,
что такие расходы – не просто аморальны, но и чрезмерная роскошь для
нашей экономики.
Большой резонанс в обществе вызвала попытка провести через систему электронную систему «Prozorro» закупку за госбюджетные 5,1 млн. грн. бронированного автомобиля премиум-класса Mercedes Benz S600 Guard для руководителя НАК «Нефтегаз Украины» Андрея Коболева. Показательно, что это происходило уже после того, как Кабмин заявил о повышении стоимости газа и коммунальных услуг для населения в 2 раза. Из-за всеобщего возмущения НАК отказался от идеи закупки «роскошного» автомобиля.
Кроме того, слишком большой роскошью для Украины являются зарплаты ряда государственных чиновников и менеджеров. Например, месячная зарплата главы НБУ Валерии Гонтаревой составляет 163 тыс. грн. – больше, чем у президента и премьер-министра. Но её зарплата выглядит по-нищенски в сравнение с базовой месячной зарплатой руководителя госпредприятия «Укрпочта» Игоря Смилянского в размере 333 тыс. грн. Для подавляющего числа почтовых работников и подавляющего большинства граждан Украины такая зарплата является просто сказочной.
Большой резонанс в обществе вызвала попытка провести через систему электронную систему «Prozorro» закупку за госбюджетные 5,1 млн. грн. бронированного автомобиля премиум-класса Mercedes Benz S600 Guard для руководителя НАК «Нефтегаз Украины» Андрея Коболева. Показательно, что это происходило уже после того, как Кабмин заявил о повышении стоимости газа и коммунальных услуг для населения в 2 раза. Из-за всеобщего возмущения НАК отказался от идеи закупки «роскошного» автомобиля.
Кроме того, слишком большой роскошью для Украины являются зарплаты ряда государственных чиновников и менеджеров. Например, месячная зарплата главы НБУ Валерии Гонтаревой составляет 163 тыс. грн. – больше, чем у президента и премьер-министра. Но её зарплата выглядит по-нищенски в сравнение с базовой месячной зарплатой руководителя госпредприятия «Укрпочта» Игоря Смилянского в размере 333 тыс. грн. Для подавляющего числа почтовых работников и подавляющего большинства граждан Украины такая зарплата является просто сказочной.
Но наиболее вызывающе и аморально на фоне социально-экономического кризиса является зарплата главы правления госпредприятия «Укрзалізниця» Войцеха Балчуна - 463 тыс. грн. в месяц. Это приблизительно 18,5 тыс. долл. США в месяц, приблизительно 222,24 тыс. долл. в год. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, это базовая зарплата без бонусов. То есть, с учётом бонусов в год Войцех Бальчун будет получать четверть миллиона долларов в год? Или от 800 тыс. до 1 млн. долларов, как об этом в мае заявлял советник министра инфраструктуры?
Однозначно лишь то, что 463 тыс. грн. в месяц – это месячная пенсия для 356 граждан в размере 1300 грн.
1 июня с Войцехом Балчуном был подписан контракт, а 2 июня появилось его интервью, в котором он говорил о своих впечатлениях и планах. В частности, сообщил о дискомфорте от пребывания в роскошных кабинетах главного офиса госпредприятия «Укрзалізниця». Тогда он гордо заявил: «Я хочу управлять, а не пановать». Но зарплата, которую Войцех Балчун получает, по меркам Украины позволяет не просто «пановать», а является запредельной роскошью. По-видимому, он этого не осознаёт, если не стесняется вести роскошный стиль жизни в Киеве. Как следует из расследования, проведенного одним из ведущих украинских телеканалов, глава правления «Укрзалізниці» живет в элитной квартире на Печерске, ездит на дорогом автомобиле «Мерседес» и получает баснословную зарплату от Украины. Но пока не показал результатов за 2 месяца работы с ежемесячной зарплатой в 463 тыс. грн. Или пока рановато ожидать результатов?
Если судить по делам, то показательными будут несколько моментов.
Во-первых,
будут ли распроданы шикарные офисы, пансионаты, и элитные автомобили,
находящиеся на балансе предприятия «Укрзалізниця»?
Во-вторых, будет ли выполнено обещание об искоренении коррупции на предприятии? Войцех Балчун обещал это сделать. Хотя бороться с коррупцией в Украине предписано нескольким специальным органам, а задача менеджера сделать предприятие прибыльным.
В-третьих, будут ли привлечены иностранные инвестиции? С этим большие проблемы, поскольку инвестиционный климат в Украине – не удовлетворительный. Об этом свидетельствуют данные государственной статистики и проблемы с приватизацией госпредприятий. Кроме того, инвестиции должны быть окупаемыми в разумной временной перспективе. А в Украине покупательная способность населения продолжает снижаться и может обвалиться в осенне-зимний период из-за запредельных цен на газ и тепло. И даже если Украина будет платить Войцеху Балчуну по миллиону долларов в месяц, реальная ситуация в украинской экономике не станет лучше, а инвестиции не пойдут туда, где невыгодно инвестировать.
Что реально? Предположительно - кадровые изменения, сокращения штатов госпредприятий, повышение стоимости услуг.
В сентябре будет 100 дней действия контракта с Войцехом Балчуном и можно будет обсуждать реальные результаты либо их отсутствие. Тогда и станет ясно, за что Украина платила ему 3 месяца зарплату по 463 тыс. грн. (или по 18,5 тыс. долларов).
Что однозначно? Состояние украинской экономики не позволяет платить такие аморально высокие, крайне непатриотичные зарплаты руководителям госпредприятий.
На оборонную сферу не хватает почти 7 млрд. гривен. Рассматриваются варианты упразднения стипендий для студентов вузов, нет средств на финансирование ПТУ. За 1-е полугодие дефицит госбюджета составил 35 млрд. грн., экспорт снижается, международные кредиты задерживаются.
Руководители государства, министры, депутаты из правящей коалиции рассказывают гражданам Украины о патриотизме, о необходимости терпеть ради реформ, повышают тарифы, обкладывают скрытыми налогами. Почему это не касается кадровой политики государства?
Было бы правильным, если бы Кабмин осенью пересмотрел слишком роскошные для страны контракты с руководителями госпредприятий. И, как показывает сложившаяся ситуация, необходимо законодательство, которое будет ограничивать размеры зарплат и бонусов для менеджеров в сфере управления государственной собственностью.
Во-вторых, будет ли выполнено обещание об искоренении коррупции на предприятии? Войцех Балчун обещал это сделать. Хотя бороться с коррупцией в Украине предписано нескольким специальным органам, а задача менеджера сделать предприятие прибыльным.
В-третьих, будут ли привлечены иностранные инвестиции? С этим большие проблемы, поскольку инвестиционный климат в Украине – не удовлетворительный. Об этом свидетельствуют данные государственной статистики и проблемы с приватизацией госпредприятий. Кроме того, инвестиции должны быть окупаемыми в разумной временной перспективе. А в Украине покупательная способность населения продолжает снижаться и может обвалиться в осенне-зимний период из-за запредельных цен на газ и тепло. И даже если Украина будет платить Войцеху Балчуну по миллиону долларов в месяц, реальная ситуация в украинской экономике не станет лучше, а инвестиции не пойдут туда, где невыгодно инвестировать.
Что реально? Предположительно - кадровые изменения, сокращения штатов госпредприятий, повышение стоимости услуг.
В сентябре будет 100 дней действия контракта с Войцехом Балчуном и можно будет обсуждать реальные результаты либо их отсутствие. Тогда и станет ясно, за что Украина платила ему 3 месяца зарплату по 463 тыс. грн. (или по 18,5 тыс. долларов).
Что однозначно? Состояние украинской экономики не позволяет платить такие аморально высокие, крайне непатриотичные зарплаты руководителям госпредприятий.
На оборонную сферу не хватает почти 7 млрд. гривен. Рассматриваются варианты упразднения стипендий для студентов вузов, нет средств на финансирование ПТУ. За 1-е полугодие дефицит госбюджета составил 35 млрд. грн., экспорт снижается, международные кредиты задерживаются.
Руководители государства, министры, депутаты из правящей коалиции рассказывают гражданам Украины о патриотизме, о необходимости терпеть ради реформ, повышают тарифы, обкладывают скрытыми налогами. Почему это не касается кадровой политики государства?
Было бы правильным, если бы Кабмин осенью пересмотрел слишком роскошные для страны контракты с руководителями госпредприятий. И, как показывает сложившаяся ситуация, необходимо законодательство, которое будет ограничивать размеры зарплат и бонусов для менеджеров в сфере управления государственной собственностью.
Володимир Воля, політичний експерт, Український інститут аналізу та менеджмента політики
http://blog.liga.net/user/vvolya/article/23344.aspx
По теме:
Иностранцы во главе госпредприятий: ГФС потребовала разорвать контракт с Роллинсом
Эксперты развеяли миф о пользе высоких зарплат топ-менеджеров госкомпаний
Эксперты: зарплаты топ-менеджеров нужно привязать к финансовым показателям их работы
Новый глава «Укрпочты» имеет двойное гражданство и месячную зарплату больше $13 тысяч плюс надбавки
Реформа на «Укрпошті»: директор Смілянський - у шоколаді, листоноші - на вулиці
Об аморальности будущих руководителей Укрзализныци и Укрпошты
Украинские почтальоны в шоке от зарплаты директора Укрпочты
Что общего между «реформаторами-технократами» и Ходжой Насреддином?